Авиамодели из дерева

Более сложными моделями являются модели из дерева. Здесь дерево — один из основных материалов. Кроме него, для обтяжки употребляется папиросная бумага, для скрепления — листовой металл (жесть, алюминий), стальная проволока.

Инструмент. Основным инструментом для изготовления авиамоделей из дерева будет служить хороший перочинный нож. Авиамоделист должен держать свой нож всегда острым и чистым. По состоянию ножа можно определять качество авиамоделиста: насколько он аккуратен в работе, настолько он умеет ценить хороший инструмент. Кроме ножа, понадобятся плоскогубцы, рашпиль по дереву (напильник с крупной насечкой), молоток и шило. Хорошо иметь, сверх того, кусачки и пилу-ножовку.

Материалы. Нам нужны будут хорошие сосновые планки и липовые бруски. Дерево должно быть сухим, без сучков, прелости, по возможности прямослойное. Нужны нам будут небольшие обрезки 1,5-мм фанеры, стальная миллиметровая проволока, жесть, папиросная бумага и резина (для моторов). Кроме того, запаситесь старыми тетрадями, катушечными нитками (№ 10) и каким-либо клеем (лучше столярным).

Вот и все, что нам нужно для изготовления деревянных авиамоделей.

«Муха». «Муха» — это пропеллер, насаженный на палочку; взлетает она вертикально вверх.

«Муха» является самым простейшим геликоптером, т. е. аппаратом тяжелее воздуха, который при помощи пропеллеров поднимается вертикально. Для ее изготовления нам нужно будет запастись липовым или ольховым бруском — эти породы деревьев имеют очень мелкие слои, достаточно мягки и хорошо режутся ножом (в крайнем случае можно взять березовый брусок; совсем не рекомендуем делать «муху» из сосны).

Заготовим брусок размером: 140X15X8 мм. Размечаем брусок согласно фиг. 18а и 18в. Заштрихованные на фиг. 18а части срезаем ножом. Получаем заготовку «мухи», изображенную на фиг. 18в. Затем плоско срезаем части, заштрихованные на фиг. 18в. Получаем заготовку, изображенную на фиг. 18г. Далее очень осторожно ножом, а затем куском оконного стекла и, наконец, стеклянной шкуркой делаем пропеллер (фиг. 18д и 18е). Изготовленный пропеллер хорошо отлакировать.

Необходимо при обработке лопастей пропеллера следить за тем, чтобы обе лопасти были одинаковы по форме и весу и имели бы одинаковые наклоны (углы). Лучше всего еще до начала обстругивания ножом обязательно в центре бруска просверлить шилом или прожечь нагретым докрасна гвоздем дыру. В эту дыру мы вставим круглую сосновую палочку на клею. Размеры палочки — диаметр 3-4 мм, длина 200-220 мм.

Для запуска модели палочку зажимаем между ладонями рук и, раскрути ее между ними, выпускаем модель в воздух (фиг. 19). «Муха» полетит вверх на 8-10 м и оттуда, вращаясь, опустится на землю.

Читайте также  Авиамодель Як-12

Если «муха» летит «ковыляя», — палочку надо поставить длинней. Очень длинная палочка будет тяжела для модели- она тогда плохо поднимается. Следовательно, в этом случае палочку необходимо укоротить.

«Бабочка». Модель по форме и по полету напоминает бабочку — отсюда и название ее. «Бабочка» состоит (фиг. 20а) из каркаса с открылками, «усиков» пли винта нашей модели и резиномотора, приводящего в движение «усики» — винт.

Каркас «бабочки» и «усики» изготовляются из миллиметровой стальной проволоки. Изготовление «бабочки» лучше всего начинать с изготовления шаблона — чертежа в натуральную величину. Ведь не так-то легко, смотря лишь на небольшой рисунок, правильно и точно сделать «бабочку». Изготовление каркаса начинаем с нижнего основания рамы.

Проволоку огибаем по гвоздю, имеющему толщину 6-7 мм, и, придерживая ее плоскогубцами, гвоздем перекручиваем проволоку 2-3 раза, и, таким образом, получаем кольцо. Перекрученное место хорошо пропаять.

Далее изготовляем верхнее основание рамы: на гвозде, но более тонком — толщиной 2,5-3 мм скручиваем проволоку так, чтобы вновь получилось кольцо.

Концы верхнего основания, которые отходят по обе стороны нашего кольца, служат каркасом открылков.

Концы нижнего основания изгибаются кверху так, чтобы ширина рамы была 25-30 мм, затем они идут к верхнему основанию, прикручиваются к нему и спаиваются.

Верхний крючок и «усики» изготовляются из одного конца проволоки, так же как и нижний крючок. Только проволока перекручивается не два-три раза, а пять-шесть раз. Места, где перекручивается проволока, спаиваем. Спайку как в первом, так и во втором случаях можно производить «холодным способом» — тинолем, а лучше паять оловом (паяльником).

Для уменьшения трения между верхним основанием и «усиками» вставляются 3-4 шайбы. Шайбы изготовляются из жести с отверстием диаметром 3 мм. Внешний диаметр шайб — 4,5-5 мм.

Обклейка открылков и «усиков» производится плотной бумагой или же они обшиваются материей.

«Усики», как мы сказали, являются винтом и напоминают уже знакомый нам винт «мухи». Чтобы придать усикам форму винта, изгибаем их так, чтобы образовался угол в 15-20°. Угол хорошо заметен, когда на «усики» смотрим сбоку. Не забудьте, что «усики» (лопасти) изгибаются таким образом, что когда мы смотрим на них сбоку, они перекрещиваются.

Резиномотор изготовляется из четырех-пяти лент резины сечением 1X4 или 2X2 мм. Длина резиномотора в скрученном виде равна расстоянию от переднего до заднего крючков (фиг. 20а).

Закрутив резиномотор (фиг. 21), левой рукой держим модель за низ или за середину, как это показано на фиг. 21, правой — за «усики». Дав несколько оборотов «усикам», отпускаем левую руку. Модель плавно, напоминая порхание бабочки, поднимается кверху. На фиг. 20а в правом нижнем углу изображен способ изготовления рамы «бабочки» из деревянных реек сечением 3X3 мм. При такой раме и винт делается из дерева, подобно «мухе».

Читайте также  Авиамодели из бумаги

Геликоптер. Наша модель геликоптера (фиг. 22) состоит: из рамы — фермы треугольного сечения, трех открылков и резиномотора.

Рама, в свою очередь, состоит из трех сосновых реечек сечением 3X3 мм и из трех равносторонних фанерных треугольников. Верхний и нижний треугольники изготовляем из 3-мм фанеры; средний — из 1-1,5-мм. Средняя фанера имеет посередине дыру для пропуска резиномотора. Треугольники имеют равные стороны по 30 мм; вырезаем их из куска фанеры ножом или выпиливаем лобзиком. В вершинах треугольников делаем вырезы размерами 3X3 мм. В эти вырезы вставляем рейки рамы. В нижний треугольник укрепляем крючок, который изготовляем из миллиметровой стальной проволоки.

После этого можно приступить к сборке рамы. Рейки рамы вставляем в вырезы треугольников, предварительно смазав места соединения горячим столярным клеем.

Винт для геликоптера изготовляем из липового бруска длиной 230 мм, шириной 22 мм и высотой 12 мм. Процесс изготовления тот же, что и для винта «мухи».

Винт нужно покрыть лаком или отполировать.

Ось винта и передний крючок изготовляем из миллиметровой стальной проволоки; Для уменьшения трения о передний треугольник из жести или алюминия делаются 3-4 шайбы диаметром 4 мм. Каждая шайба должна иметь посередине отверстие диаметром 1,5 мм для свободного прохождения оси винта.

Укрепление винта на оси делаем следующим образом: конец оси винта заостряем, вставляем его в верхний треугольник рамы, затем насаживаем шайбы и винт. Заостренный конец оси загибаем крючком, который забиваем во втулку винта. Второй конец оси сгибаем кольцом, которое и будет служить для надевания резиномотора.

Открылки изготовляем из миллиметровой стальной проволоки и прикрепляем их к раме нитками на клею. Чтобы открылки не вращались, концы их загибаем и осторожно забиваем в рейки, после чего привязываем нитками.

Концы открылков обклеиваем с одной стороны писчей бумагой.

Резиномотор изготовляем из резины 2X2 мм или 1X4 мм. Нам нужно всего 4-6 лент резины.

Запускаем модель следующим образом: левой рукой держим модель за нижний конец, а правой — за винт. Дав несколько оборотов винту, модель слегка подбрасываем кверху (фиг. 23). Полет модели почти вертикален.

«Парашют-стрела». Эта модель участвовала на V Всесоюзном слете ЮAC. Модель состоит, собственно, из парашюта, укрепленного на стреле (фиг. 24).

Читайте также  Авиасимуятор Lock On

Для запуска этой модели в воздух служит обыкновенный лук. Устройство лука мы не описываем здесь — сделать его легко и всем вам известен способ его изготовления. Опишем устройство «парашюта-стрелы».

Купол парашюта состоит (фиг. 24) из 12 матерчатых полотнищ, сшитых между собой. В верхней части купола имеется отверстие диаметром 40 мм. В швы купола вшиты 12 строп. Стропы изготовляем из суровых ниток или тонкого шпагата длиной 60 см. Прикрепляются они вверху купола непосредственно к стрелке.

Внизу стропы присоединяются к бобышке при помощи мелких гвоздей. Бобышку нужно сделать так, чтобы возможно было передвигать ее по стреле и тем самым регулировать величину открытия парашюта.

Детали «парашюта-стрелы» даны на той же фиг. 24. Запускается модель из лука, как и обычная «стрела».

Деревянная модель планера. Подобные модели изготовляются в массовом производстве и имеются уже в продаже.

На фиг. 25 дан общий вид модели. Мы видим, что планер состоит из остова (фюзеляжа), к которому прикрепляются все части модели: крыло, хвостовое оперение и крючок для запуска. Фюзеляж изготовляется из сосновой планки, крючок — из стальной миллиметровой проволоки, хвостовое оперение — из миллиметровой фанеры.

Крепление к фюзеляжу частей модели очень просто. На конце фюзеляжа делаем два прореза (пропила) взаимно перпендикулярно (под прямым углом). В горизонтальный пропил вставляем стабилизатор, а в вертикальный — киль.

Крыло укрепляется так: внизу фюзеляжа делаем пропил, куда вставляем на клею крыло и закрепляем его концом крючка.

Запуск модели производится при помощи простейшей катапульты*, которая состоит из ручки и пучка резины или же из рогатки (фиг. 26).

* (Катапульта — прибор, служащий для выбрасывания в воздух летательных аппаратов тяжелее воздуха.)

Запуск этих моделей необходимо производить где-либо в поле, так как планеры имеют большую скорость и могут разбить стекло.

Мы советуем цельнодеревянные модели планеров делать больших размеров, с размахом крыльев до 1200 мм. Такие планеры, выпущенные из рук с горы, планируют, а иногда и парят более минуты.

Следует отметить, что деревянная модель планера, подобно описанной нами, запущенная с высотного старта (воздушного змея), пролетела 1500 м. Такую модель построил пионер Коньков (Московская область).

На таких моделях можно проверять новые конструкции. Дело в том, что сделать их легко, да и на постройку их не требуется много времени. Пускать модели можно, не опасаясь за их целость, — они достаточно прочны.